Лобовое стекло триплекс: особенности, принцип защиты, основные характеристики
Лобовое стекло – важный элемент автомобиля, придающий жесткость кузову и отвечающий за обеспечение безопасности водителя и пассажиров транспортного средства. Стекла, изготовленные по технологии триплекс, зарекомендовали себя как наиболее безопасные и ударопрочные.
Особенности изготовления стекол триплекс
Многослойное стекло триплекс (от лат. Triplex) состоит из нескольких прессованных и склеенных между собой стекол. Склейка производится по технологии триплексования: при помощи поливинилбутеральной (ПВБ) пленки, силикатных клеев с применением специальных компонентов, призванных обеспечить особую плотность и устойчивость поверхности к повреждениям. Сфера применения разнообразна – от использования в автомобильной промышленности до остекления различных строительных объектов.
История создания
О существовании стекол триплекс впервые стало известно в 1909 году – именно тогда французский химик Эдуард Бенедиктус запатентовал свое изобретение.
Открытием особо прочной структуры ученый обязан случайности: колба с реактивом в его химической лаборатории упала на пол и не только не разбилась, но и не потеряла свою форму. Данный факт стал толчком для создания Бенедиктусом многослойного прочного стекла, получившего название триплекс.
Основным назначением изобретения изначально было уменьшение травматизма от осколков во время автокатостроф.
Классы триплекс стекол
В автомобилестроении в зависимости от модели и марки машины используются различные варианты (классы прочности) триплекса.
- Стандартное лобовое стекло – толщина около 0,5-0,7 см. Наиболее распространенный и используемый производителями вариант каленого стекла, способного обеспечить защиту от брошенного небольшого камня.
- Защитное триплекс стекло – толщина 0,8 и 1 см. Более модернизированный, прочный материал, способный выдержать прямой удар тяжелым предметом. Применяется не только в качестве лобовых, но и боковых и задних стекол автотранспорта.
- Бронированное (пулестойкое) стекло – толщина колеблется от 1,8 до 3,8 см. Относятся к наиболее надежным, прочным и дорогим материалам.
Принцип защиты
Принцип защиты всех вышеперечисленных классов одинаковый, варьируется лишь степень надежности лобовых стекол триплекс, зависящая от их толщины, структуры и качества используемых материалов.
Защитная функция обеспечивается применением многослойной технологии изготовления. Во время удара верхний слой триплекс стекла полностью или частично разрушается, а нижний чаще всего остается частично или полностью целым. Даже в случае сквозной пробоины, серьезно повреждается область удара – количество осколков минимально.
Помимо прочности, лобовые стекла триплекс обладают еще одним неоспоримым плюсом: при ударе они не крошатся на мелкие осколки и, соответственно, не наносят пассажирам транспорта серьезных увечий.
Защитная пленка и специальные компоненты склейки в данном случае работают как амортизатор или преграда способствует распределению силы удара по всей площади автостекла.
Основные характеристики ветровых стекол триплекс
Назначение триплекс технологии – устойчивость к ударам, обеспечение целостности стекол транспортного средства, защита пассажиров при столкновении от серьезных травм и порезов. Вне зависимости от класса, стекла триплекс обладают следующими важными характеристиками:
- аэродинамичностью;
- повышенной ударопрочностью;
- травмобезопасностью;
- устойчивостью к высоким температурам;
- сопротивляемостью к образованию и распространению трещин;
- ремонтопригодностью (избавиться от сколов можно при помощи специального клея);
- надежностью (в случае попытки проникновения в салон, злоумышленникам не удастся разбить прочное стекло).
Автостекла триплекс могут изготавливаться с дополнительными функциональными особенностями: иметь токообогрев и повышенную звукоизоляцию, быть зеркальными, тонированными или цветными.
Достоинства и недостатки
Технология изготовления триплекс, как и любая другая, имеет свои достоинства и недостатки. Плюсы стекол очевидны — они соответствуют основным характеристикам и классам материалов, описанным выше.
К недостаткам автостекол триплекс можно отнести следующие моменты:
- высокую стоимость;
- необходимость изготовления под заказ;
- большой вес конструкций (особенно, пуленепробиваемых);
- сложность технологического процесса изготовления;
- частая вероятность брака, вызванная низким качеством используемой пленки, недостаточной обработкой поверхности и пр.
Бронированные (пуленепробиваемые) стекла нуждаются в обязательной регистрации в ГИБДД с получением соответствующего сертификата.
Использование лобовых стекол триплекс — надежный и доступный способ защиты водителя и пассажиров автомобиля и сохранения целостности транспортного средства.